о компании
услуги консалтинга
задать вопрос эксперту
Консалтинг - по управлению цепочками поставок
логистический консалтинг
стеллажные системы
статьи о логистике
публикации
клиенты
персонал
контактная информация


























Находится в каталоге Апорт
Логистический консалтинг
ТопДоски
ТопТренинг.ru - независимый рейтинг тренингов
Портал Урал-Бизнес-Образование: тренинги, семинары, обучение

 
+7 (495) 643-68-98
info@vybor-group.ru

к оглавлению раздела...

Трансакционные издержки и нормативное финансирование образовательных учреждений в 2008-2100 г.

Подготовила Богомолова О.Л.


Введение.

В данной работе автор попробует проанализировать ситуацию с переходом образовательных учреждений города Москвы на нормативное финансирование с 2006 года. Суть нормативного финансирование состоит в том, что государственными служащими просчитан норматив (в денежном измерении), который будет выделен бюджетом города для обучения одного ребенка. Не трудно догадаться, что бюджет общеобразовательного учреждения будет зависеть от количества детей, обучающихся в данном учреждении. Не могу не согласиться, что подход  вполне логичный.  Далее бюджетом учреждения начинает распоряжаться непосредственно директор учреждения. Стоит отметить, что в норматив занесены все бюджетные статьи расходов включая зарплату персонала учреждения, питание детей, обеспечение учреждение оборудованием, учебно-методическими пособиями и т.д., исключение составляют коммунальные платежи, капитальные и текущие ремонты зданий.

До настоящего времени весь бюджет, выделенный правительством Москвы, поступал в распоряжение Департамента Образования и Окружных Управлений Образования, которые централизованно управляли деньгами и  несли ответственность перед контролирующими органами за целевое использование выделенных средств. Попробуем проанализировать складывающуюся ситуацию с позиций теории прав собственности и теории трансакционных издержек.

Немного о теории.

Одним из центральных разделов микроэкономической теории является теория фирмы, которая обогатила экономическую науку концепцией трансакционных затрат. Использование именно этой концепции для исследования экономических процессов в настоящее время представляется весьма эффективным. Именно возможность снижения трансакционных затрат делает эффективной замену рыночного обмена внутренней организацией, чем и объясняется существование фирм.

Трансакционные затраты (издержки)

Разработка теории трансакционных издержек  в первую очередь связана с именами двух экономистов - Р.Коуза и О.Уильямсона.

Базовой единицей анализа в теории трансакционных издержек признается акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция. Категория трансакции используется для обозначения обмена, как товарами, так и юридическими обязательствами, сделок как краткосрочного, так и долговременного характера, требующих как детального документального оформления, так и предполагающих простое взаимопонимание сторон.

 Чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером, а если она все-таки расстроилась по его вине, то и в этом случае, чтобы добиться компенсации, бывает необходимо приложить немало усилий. Поэтому совершение сделок может требовать значительных затрат и сопровождаться серьезными потерями. Эти издержки и получили название "трансакционных". Они выступают главным фактором, определяющим структуру и динамику различных социальных институтов.

При введении нормативного финансирования в образовательных учреждениях количество трансакций на рынке соответственно увеличиться. Например, фирма, занимающаяся поставкой продуктов для  питания в школы, будет вынуждена заключать не десять контрактов с дестью окружными Управлениями образования, а 1700 из расчета количества учреждений в городе. Как сказано выше каждая сделка сопровождается трансакционными издержками и при таком увеличении трансакций соответственно у фирм эти издержки возрастут так, что их нельзя будет проигнорировать и  не отразить в цене продуктов или услуг.

Опять углубимся в теорию, изложенную Дж. Коммонсом.

Понятие и виды трансакций

Понятие трансакции было впервые введено в научный оборот Дж. Коммонсом.

Трансакция – это отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом. Коммонс различал три основных вида трансакций:

  1. Трансакция сделки – служит для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, и при ее осуществлении необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них.
  2. Трансакция управления – в ней ключевым является отношение управления подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне.
  3. Трансакция рационирования – при ней сохраняется асимметричность правового положения сторон, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. К трансакциям рационирования можно отнести: составление бюджета компании советом директоров, федерального бюджета правительством и утверждение органом представительной власти, решение арбитражного суда по поводу спора, возникающего между действующими субъектами, посредством которого распределяется богатство. В трансакции рационирования отсутствует управление.
  4. При изменении формы финансирования  образовательных учреждений  все причисленные Дж. Коммносом  виды трансакций будут присутствовать в хозяйственной деятельности школ.

Наличие трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств времени и места. Поэтому одни и те же операции могут быть опосредованы различными типами трансакций в зависимости от правил, которые они упорядочивают.

3. Трансакционные издержки.


«Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они включают все, что, так или иначе, отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности

Категория трансакционных издержек ведет свое происхождение от двух работ Р.Коуза – «Природа Фирмы» (1937 г.) и « Проблема социальных издержек (1960 г.). Сам Коуз первоначально относил к ним только издержки, возникающие при использовании ценового рыночного механизма. Позднее в их состав стали включать и издержки, связанные с использованием административных механизмов контроля.

Одна из важнейших особенностей трансакционных издержек состоит в том, что они допускают значительную экономию на масштабах деятельности. Постоянные компоненты есть во всех видах трансакционных издержек: когда информация собрана, ею может пользоваться любое количество потенциальных продавцов и покупателей; договоры стандартизируются; стоимость разработки законодательства или административных процедур мало зависит от того, какое число лиц подпадает под действие.


В современном экономическом анализе Трансакционные издержки получили операционное применение. Так в некоторых исследованиях воздействие трансакционных издержек на спрос и предложение аналогично введению налогов.

Также использование трансакционных (TС) издержек позволяет выразить через них функцию спроса на институты при анализе институционального равновесия и институциональной динамики. В качестве предложения институтов «на институциональном рынке» выступают издержки коллективного действия (CAC).

САС - это предельные издержки по созданию институтов, ТС - выражают предельную полезность институтов, выраженную через их альтернативную стоимость в форме трансакционных издержек.


Виды трансакционных издержек.

  1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.
    Поиск может вестись на обеих сторонах рынка -- как продавцами, так и покупателями.
    Из выше изложенной теории понятно, что теперь каждый директор каждого учреждения как минимум выступает в роли покупателя продуктов и услуг на рынке. Несложно предположить, что большинство директоров школ понятия не имеют о фирмах поставляющих им товары и услуги, так как до 2006 года сбором  информации о них занимались городские Департаменты, которые заключали с ними централизованные договора  на  обеспечение деятельности школ города в рамка городского бюджета. В сложившейся ситуации вся надежда на своевременное заключение контрактов для обеспечения непрерывного функционирования хозяйственной деятельности зависит   от продавцов продуктов и услуг для образовательных учреждений города так как им известны их конечные потребители.  Но как нынешние распорядители бюджета смогут оценить и сравнить  предложенные им цены на товары и услуги и надежность продавцов.

  2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Дополнительным их источником являются потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений.
    Нетрудно заметить что, эти издержки возникнут для каждой школы в отдельности, потому что директор будет вынужден провести переговоры с каждым хозяйственным партнером, а для  поставщиков величина этих издержек увеличиться.

  3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга -- это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной.

  4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Любое нарушение требуется сначала зафиксировать, затем оценить его тяжесть, обеспечить поимку или явку нарушителя, наложить наказание.

  5. Издержки оппортунистического поведения. Термин "оппортунистическое поведение" был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана. Издержки этого типа связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки. Это те же издержки измерения, но только относящиеся не к результатам, а процессу -- не к передаваемым продуктам, а поведению контрагентов по сделке.
    Максимизирующие полезность индивидуумы всегда будут пытаться уклониться от условий сделки (то есть предоставлять услуги меньшего объема и худшего качества или вообще отказываться от ее выполнения) в тех пределах, в каких это отвечает их интересам. Издержки оппортунистического поведения складываются из связанных с ним потерь в эффективности, а также затрат, необходимых для его ограничения.
    Несложно предположить, что вероятность оппортунистического поведения будет возрастать, как со стороны школы, так и со стороны поставщиков. Попробуем объяснить почему. В роли единственного распорядителя бюджета школы будет выступать индивид не имеющий как правило соответствующего образования и опыта ведения хозяйственной деятельности в рамка бюджетного финансирования, следовательно правильно оперировать  бюджетными статьями директор образовательного учреждения  сможет научиться не сразу. Это будет приводить к тому, что до выяснения обстоятельств с какой статьи необходимо снять средства для оплаты товаров и услуг поставщиков будет происходить задержка платежей или если выясниться что неправильно были распределены средства по бюджетным статьям оплата будет невозможна вообще.
    В случае централизованной оплаты товаров и услуг поставщики могли получить, выделенные бюджетные ассигнования, только в случае полного выполнения контракта, а это значит если будет не обслужено хотя бы одно учреждение округа или города  поставщик не получит оплаты за все остальные учреждения. Такие условия уменьшали «риски» того, что какие-нибудь учреждения останутся не обеспечены теми или иными товарами и услугами.

  6. Издержки влияния. Централизованное принятие решений также порождает серьезные издержки. Так, городские власти могли устанавливать ограничения на деятельность отдельных фирм, предоставлять привилегии и монопольные права (например, питание, обеспечение учебно-методической литературой и формирование библиотечных фондов) которые и превращаются в источники разного рода. Поэтому фирмы, заинтересованные в их присвоении, стремятся воздействовать на решения, принимаемые городскими властями, пытаются направлять его законодательную и регулирующую деятельность в выгодное для себя русло. Значительные средства и усилия затрачиваются ими на защиту уже полученных  и создание новых, а также на их перераспределение в свою пользу. Можно ли предположить, что с введением нормативного финансирования в образовательных учреждениях   издержки влияния снизятся.  Едва ли, так как фирмы имеющие городской заказ будут стараться удержать его с помощью различных  уже сложившихся административных ресурсов в дополнение к которым добавиться издержки влияния на директоров школ.

Теоретическое заключение.

Каждой организационной форме соответствует своя, особая конфигурация трансакционных издержек. Рынок сравнительно эффективнее в плане экономии информационных издержек, тогда как административные процедуры обеспечивают сокращение затрат на ведение переговоров;  в отношениях между организациями -- угроза "вымогательства"; рыночные сделки сопровождаются высокими издержками по измерению качеств продукта, а иерархические структуры несут большие потери из-за существования издержек влияния.

Теоретикам трансакционных издержек удалось выделить важнейшие характеристики, определяющие сущность фирмы. Это - формирование сложной сети контрактов, долговремен-ый характер деловых отношений, производство единой "командой", инвестирование в специфические активы, административный механизм координации с помощью приказов. Все объяснения, развивавшие идеи Р.Коуза, исходили из общего представления о фирме как орудии по экономии трансакционных издержек.

Согласно теории трансакционных издержек, этот ключевой принцип объясняет не только сам факт существования фирм, но и многие частные аспекты их функционирования - финансовую структуру, формы управления, организацию трудового процесса и т. п. Многие нетипичные формы деловой практики объясняются не погоней за монопольными преимуществами, а стремлением к экономии трансакционных издержек.

Стоит отметить, что рынок по обеспечению хозяйственной деятельности школ  в некоторых случаях  является монопольным. Городскими властями были созданы  специализированные производственные базы для выполнения городских заказов для школ города Москвы. Одной из таких баз является общий для всего города склад, на котором происходит комплектация городского заказа для доставки в каждую школу. Заказ формируется в Департаменте Образования,  и все тиражи распределяются им же, согласно предварительному заказу школ. Услуги по комплектации естественно оплачивались централизованно Окружными Управлениями образования, так как разнарядку на распределения тиражей предоставляли окружные методические центры. При введении нормативного финансирования  каждое учреждение должно будет подписать индивидуальный договор на оплату складских услуг, но при этом оно не получает право самостоятельного заказа комплектов учебников, так как им ведает единственный заказчик тиража Департамент Образования.  Это приведет к тому, что школы для экономии средств начнут отказываться от уже изданных и заказанных ими ранее  учебников и привлекать родителей для покупки учебников для своих детей.

Ко всему сказанному следует добавить что при такой системе финансирования учреждений возрастут издержки по контролю за использованием бюджетных средств. А что будет происходить со школами, директора которых  не смогут распорядиться бюджетом и его не хватит например на фонд зарплаты учителей или на питание детей.  В рамках централизованного финансирования школы не были обременены издержками по оплате труда бухгалтера, по обслуживанию расчетных счетов в банках  города для каждой школы в отдельности и т.д  Из каких статистических данных был произведен нормативный расчет и были ли туда заложены перечисленные издержки.

На основе всего выше сказанного стоит ли надеется, что такая децентрализация бюджета приведет к его более эффективному использованию и ужесточению контроля за целевым использованием денег налогоплательщиков.




info@vybor-group.ru