о компании
услуги консалтинга
задать вопрос эксперту
Консалтинг - по управлению цепочками поставок
логистический консалтинг
стеллажные системы
статьи о логистике
публикации
клиенты
персонал
контактная информация


























Находится в каталоге Апорт
Логистический консалтинг
ТопДоски
ТопТренинг.ru - независимый рейтинг тренингов
Портал Урал-Бизнес-Образование: тренинги, семинары, обучение

 
+7 (495) 643-68-98
info@vybor-group.ru

к оглавлению раздела...

Реакция на изменения в цепи поставок

Подготовил Хренов Ю.


В своём жизненном цикле компании проходят постоянные изменения. Осваивают новые для себя области рынка, расширяются или концентрируются на сегменте или продукте, уходят из одних видов деятельности и начинают новые, которые считают для себя привлекательными и посильными. Все эти манёвры обеспечивает логистическая система. От того, как она построена и работает зависит успех или провал компании.

Логистика является теми колёсами, на которых компания въезжает в новую для себя область деятельности.

Одна из крупнооптовых компаний рынка стройматериалов столкнулась с усилением конкуренции и снижением продаж из-за появления на рынке крупных розничных сетей.

Эта ситуация типична для оптового рынка. С выходом на рынок крупных розничных сетей изменилась ситуация в цепи поставок, одним из звеньев которой являются крупные оптовики (рис 1). Низкие цены и прямые контракты сетевых операторов с производителями перераспределяют товарный поток в цепи не в пользу оптовых компаний. В наибольшей степени это касается рынков товаров широкого спроса.


Рис.1. Цепь поставок с фокусом на крупнооптовую компанию


В этой ситуации крупнооптовая компания вынуждена диверсифицировать бизнес. Такая проблема встала перед рассматриваемой компанией. После проработки различных сценариев было принято решение расширить свою деятельность за счёт выхода в мелкооптовую и розничную торговлю и создания собственной сети розничных магазинов. Компания обладала достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами для этого.

С этой целью компания разработала концепцию своего развития на ближайшие 5 лет, ключевым пунктом которой является выход в розничную торговлю. Компания запланировала ежегодный 20% рост товарооборота в натуральном выражении. На розничный канал по планам должно приходиться 25% от общего товарооборота. Компания заложила в стратегические планы развития значительное расширение ассортимента (с 10000 до 30000 номенклатурных единиц) и увеличение числа постоянных клиентов (с 150 до 1000).

На момент принятия этого решения компания имела два маркетинговых канала сбыта по которым товар двигался в оптовые компании и распредцентры крупных сетей. Принятие решения о выходе в розницу означает необходимость формирования нового канала - розничного.

Такая реорганизация представляет собой сложный процесс. Была создана отдельная торговая компания для управления вновь формируемой розничной сетью. В отдельную структуру выделен складской комплекс.

Рассмотрим, как была спланирована и проведена реорганизация складской логистики для выполнения поставленных задач по обслуживанию одновременно оптовой и розничной торговли.

В чём отличие логистической системы компании оперирующей только на оптовом рынке и компании обслуживающей опт и розничные магазины? Что необходимо предпринять для того, чтобы перестроить логистику ориентированную на опт в логистику обеспечивающую как опт, так и розницу.

Логистика крупной оптовой компании строится для обеспечения высокой скорости оборота товарного запаса и обработке с минимальными затратами ресурсов большого по объёму товарного потока состоящего из крупных товарных партий. Это относится ко всем компаниям работающим на оптовом рынке. Экономический эффект достигается за счёт высокого оборота, поскольку компании работают на низком проценте наценки.

Собственного транспорта компания не имеет. Основным инфраструктурным объектом компании является складской комплекс.

Товар закупается у нескольких производителей крупными партиями и продаётся оптовым компаниям и крупной сетевой рознице.

Грузопоток, проходящий через склад, имеет однородный по размеру товарных партий характер. Используются грузоносители – паллета для небольших и средних по размерам упаковок и специализированные контейнеры для длинномерных и крупногабаритных товаров.

Для обеспечения высокой скорости оборота товар принимается на склад от поставщика и отгружается клиентам преимущественно кратно грузоносителю.

Оборудование склада оптимизировано для операций с паллетами и специализированными контейнерами. Погрузо-разгрузочная рампа рассчитана на работу с большегрузным и среднегрузным автомобильным транспортом.

Склад имеет высокую степень механизации. Подъём и перемещения товара на грузоносителях производится штабелёрами и погрузчиками.

Все операции с товаром ведутся с использованием терминалов сбора данных.

Хотя склад имеет большую площадь (15000 кв.м.) и высокий грузооборот (12000 паллет в месяц), обслуживает его относительно небольшой по количеству персонал.

Решение о создании мелкооптового и розничного канала сбыта и планы развития меняют конфигурацию цепи поставки (Рис.2). Складской комплекс в этой ситуации должен обслуживать оптовых клиентов (в т.ч. распредцентры ритейлеров), собственную розницу и независимые розничные магазины.


Рис.2. Цепь поставок с фокусом на дистрибуционный центр.


Организация розничного канала изменяет параметры существующей складской логистики.

В компании должна быть проведена реорганизация крупнооптового складского комплекса в дистрибуционный центр. На последующих этапах планируется создание в регионах сети таких центров в едином формате.

Логистика дистрибуционного центра прежде всего должна обеспечить достаточный уровень сервиса своим клиентам. Важно иметь необходимый по ассортименту товарный запас и качественно выполнить заявку клиента.

Чтобы быть интересным розничному рынку компания должна расширить ассортимент. В результате появляются новые поставщики, закупки у которых могут производиться разными по размерам партиями.

Меняется характер грузопотока проходящего через склад, основной чертой которого является разноразмерные по объёму и грузовым единицам партии товара. Для удовлетворения требований клиентов возникает необходимость формировать сборные паллеты и транспортировочные упаковки, а товар отгружать не только кратно паллетам и упаковкам, но и некратными упаковками, штучно. На рис.3 показаны структуры грузопотока для крупнооптового склада и дистрибуционного центра.


Рис.3. Структура грузопотока


Склад помимо оборудования для операций с паллетами и контейнерами должен иметь и все необходимые средства для обработки небольших товарных партий на уровне упаковок и единиц товара.

Погрузо-разгрузочную рампа должна быть модернизирована для удобства погрузо-разгрузочных работ с малотоннажным автотранспортом.

В складских операциях добавляются операции по распаковке стандартных упаковок и формирования сборных упаковок. Увеличивается трудоёмкость существующих складских операций, появляются новые.

В несколько раз увеличивается документооборот, т.к. увеличивается количество операций из-за расширения ассортимента и увеличения количества клиентов.

Реорганизация складского комплекса крупнооптовой компании в дистрибуционный центр затрагивает инфраструктуру, бизнес-процессы и оргструктуру существующего склада.

Для исключения фатальных ошибок и сложных проблем реорганизация должна проводиться после модернизации системы продаж и системы управления запасами. Необходим анализ достаточности ассортимента и товарного запаса для удовлетворения потребностей существующих и перспективных клиентов, должны быть составлены планы расширения ассортимента и ввода в оборот новых номенклатурных позиций. Необходимо откорректировать товарную матрицу, определить для новой системы основные параметры партий закупок и отгрузок.

Исходные данные для проектирования системы хранения должны содержать описание весо-габаритных характеристик каждого артикула, времена оборота, максимальные объёмы складского запаса, параметры партий поставок, требования к условиям хранения и транспортировки. Необходимо сформировать требования ко времени и качеству выполнения заказов клиентов.

Размещение товара на складе должно быть произведено по зонам с учётом требований к условиям хранения, консолидацией по товарным группам использованием результатов АВС анализа.

С увеличением количества поставщиков возможны поставки товара в упаковке, маркировка которой не отвечает требованиям безошибочной идентификации и достаточности информации. Возникает необходимость в маркировке такого товара собственными этикетками. С этой целью необходимо создать и оборудовать участок маркировки.

Необходимо заметить, что некоторые розничные сети требуют маркировать товар в соответствии со своими требованиями и возлагают эту работу на поставщиков.

Таким образом в результате реорганизации склада появляется новая операция. Товар, требующий маркировки после приёмки от поставщика маркируется и только потом размещается в зоне хранения. При отгрузке в розничные сети товар снова может попасть на маркировку, если это требование сети. Маркироваться может транспортная упаковка и каждая единица товара.

С изменением характера грузопотока изменилась технология отбора и комплектации заказов. В этот процесс добавлены новые операции по вскрытию стандартной упаковки и отбору штучного товара, переупаковки в транспортировочную упаковку отобранных единиц товара, контроля. Процесс комплектации становится более трудоёмким.

С организацией отгрузки в розницу, количество отгружаемых заказов увеличивается в четыре раза. Для сокращения времени простоя транспорта, погрузка товара производится сборными паллетами и транспортировочными упаковками, в которые вложены описи содержимого.

С выходом в розницу также возрастает возвратный поток. Это некондиционный товар, пересортица и возвратная тара. На складе для этих целей организован отдельный участок. Товар, возвращаемый от клиентов, проходит осмотр и по его результатам помещается на склад для дальнейшей реализации, возвращается поставщику или утилизируется.

Усложняется контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей. Проведение инвентаризации становится более трудоемким.

Информационная система потребовала доработки в части логистики. Введён контроль вскрытых упаковок. Усовершенствованы функции резервирования товара под отгрузку, контроля этапов и полноты выполнения заказа, контроля сроков отгрузки заказа, печати этикеток и т.д.

С вводом розничного канала интенсивность товарного документооборота увеличивается в 4-6 раз.

В результате роста грузопотока, ввода новых операций при грузопереработке и увеличения трудоёмкость существующих потребовалось изменить штатное расписание и расширить штат персонала. Итоговое увеличение персонала составило 100%.

Для эффективного выполнения процесса необходимо перепланировать складские зоны и модернизировать оборудование склада.

Склад состоит из функциональных зон приёмки, хранения, комплектации, отгрузки, погрузоразгрузочного фронта, вспомогательных и офисных помещений.

Объём склада определяется прежде всего существующим и перспективным товарным оборотом компании.

Размер зоны приёмки склада определяется частотой поставок и размерами партий поставок, временем приёмки одной партии.

Размер зоны комплектации определяется средним количеством заказов на отгрузку, средним размером заказа в паллетах, периодом отгрузки заказа.

После анализа параметров запасов и грузопотока произведена реорганизация зон хранения и комплектации товара. Разработаны технологические маршруты движения.

Зона хранения была частично переоборудована мелкоячеистыми стеллажами, объём которых составил 15% от общего объёма хранения.

Зона комплектации увеличена на 20%. В ней дополнительно установлены паллетные стеллажи для размещения на них готовых к отгрузке заказов.

В плане реорганизации складского комплекса заложено несколько этапов.

На первом этапе должны быть выработаны основные показатели и характеристики системы распределения: количество маркетинговых каналов, количество клиентов и их распределение по каналам, определена товарная матрица и уровни складских запасов, составлены прогнозы сбыта в натуральных единицах. На основании этих данных определяются требования к инфраструктуре и оргструктуре склада, разрабатываются описания модернизированных бизнес-процессов. Разрабатываются показатели эффективности для каждого подразделения.

На втором этапе реорганизации (компания проходит его в настоящее время) производится доработка информационной системы и внедряются новые бизнес-процессы и технологии работы с разноразмерными товарными партиями. Информационная система дополняется отчётами по достижению установленных показателей эффективности. Расширяется штат персонала. Внедряется система мотивации.

Реорганизуется складская инфраструктура. Перепланируются и переоборудуются складские зоны, формируются новые участки.

На третьем этапе совершенствуются бизнес-процессы и технологии работы.

В результате этих действий складской комплекс крупнооптовой компании должен быть реорганизован в дистрибуционный центр, который обслуживает как оптовые компании, так и розничные магазины.



info@vybor-group.ru